Проект состоит из серии портретов бизнеса добровольных участников. А также пьесы «Девушка с сознанием компьютера», написанной по мотивам проекта.
Работа над портретами имеет несколько этапов: 1) сбор информации о личности участника 2) сбор информации о бизнес-деятельности участника 3) создание методом традукции визуального образа (метафорического портрета), на основе полученных данных 4) генерация портрета нейросетью.
Я придумала проект в ситуации, когда мне было сложно позаботиться даже о себе, а нужно было заботиться ещё и о ребёнке. Я задалась вопросом: «А что я могу сделать самое простое сейчас, чтобы выбраться?» Выбраться для меня означало быть больше, чем материнская функция. Сохранить смысл жизни. Быть настоящим человеком.
Я решила работать с тем, что есть, без денег, без поддержки, самым простым и доступным способом. Я научилась фотографировать без фотоаппарата. И как автор обрела новый уровень свободы.
Участники
На данный момент в проекте 6 человек.
Что входит в проект:
- 5 изображений, сгенерированных нейросетью «Шедеврум» с описанием запроса, контекста, взятого из материалов проведённых коучинговых сессий с участниками проекта и метафорическим описанием;
- 1 изображение, созданное при помощи конструктора на сайте компаний по изготовлению неоновых вывесок, с описанием запроса, контекста, взятого из материалов проведённых коучинговых сессий с участниками проекта и метафорическим описанием;
- пьеса «Девушка с сознанием компьютера», написанная на основе данного проекта, является фантазией на тему биохакинга
Участник № 1 Александр
Запрос участника: Помочь определиться с одним-единственным бизнесом или работой, чтобы не распыляться
Контекст: По мнению Александра, будет правильно сконцентрироваться на одном бизнесе. Он также жаловался на то, что у него много бизнес-идей, при этом несколько уже действующих бизнесов и несколько подработок в найме. И ему очень совестно из-за того, что он теряет интерес к некоторым начинаниям до момента их завершения. По этой причине у него возникают периоды апатии.
Метафора: Мыльный пузырь с цветными пузырями внутри него, он парит в тёмном пространстве, похожем на космос.
Для меня это аналогия того, что основной бизнес Александа — это генерация стартапов. Внутренние пузыри символизируют отдельные бизнесы, идеи и даже отдельные компетенции. Они разные по цвету и форме, иногда смешиваются друг с другом. При этом остаются внутри одной границы, хоть и тонкой. Эту тонкую грань символизирует мыльный пузырь. С одной стороны, он способен вмещать в себе множество элементов (Александр действительно мастерски управляется с этим многообразием, при этом энергия уходит из-за того, что он считал, что так не правильно). Также тонкая грань символизирует о чувствительность к мельчайшим изменениям внешнего мира и сильную интуицию.
Участник № 2 Мария
Запрос участника: Нет новых клиентов
Контекст: У Марии свой фотографический бизнес и несколько человек в команде. Коллектив работает слаженно, у них общие ценности — им важно, чтобы их мнение слышали и учитывали. Основная идея — реализация фотопроектов, где заказчик может перевоплотиться, побыть «не собой». На съёмки регулярно приходят постоянные клиенты, а новые не набираются.
Метафора: Вавилонская башня из марионеток готическая гравюра.
У Марии проработаны продукт и система взаимодействия в коллекстиве (башня). Но отсутсвует фокус внимания на маркетинговой составляющей бизнеса. Что, в частности, повлекло за собой возникновение проблем с трансляцией смыслов через социальные сети. То есть проблема в коммуникации со своей аудиторией (Вавилон). Туманность и готика здесь символизируют настроение, которое преобладало в публикуемом контенте.
Участник № 3 Ирина
Запрос участника: Одиноко, хочу создать своё сообщество. Мне нравятся странненькие люди
Контекст: Ирина сильный эксперт на основной работе, постоянно учится и находит время увлечённо заниматься несколькими хобби. Очень серьёзно относится к роли матери.
Метафора: Огромная светящаяся медуза, плывущая в тёмных водах.
Огромная медуза — это сама Ирина. Она — большой человек и в контексте внешности и в контексте масштаба личности. Светящиеся и перекрывающие друг друга в движении щупальца медузы — это её увлечения и компетенции, они неисчислимы и гипнотизируют. Также Ирина очень чувствительный человек и способна, по её же словам, чувствовать мельчайшие изменения на больших расстояниях. Она излучает сильнейший внутренний свет. Думаю, к ней притягивается большое количество людей, в том числе, странненьких, по её запросу. Но она величественно проплывает мимо, не замечает их.
Участник № 4 Татьяна
Запрос участника: Тревожность, не могу разработать себе позиционирование
Контекст: Татьяна ушла из найма на момент нашего с ней знакомства уже как год. Большую часть жизни она проработала в руководящем составе крупных компаний. У нее активный популярный блог, посвещенный темам женственности и сексуальности. Развиты чувство стиля и организаторские навыки.
Метафора: Неоновая вывеска с надписью «Лучше, чем секс» на белой стене над диваном/креслом
Вопросы сексуальности занимают центральное место её блога. При этом, когда мы стали обсуждать сферы её жизни, оказалось, что распорядок каждого дня посвящен тому, как «сделать Тане хорошо». Она — настоящий гедонист. Настоящий ценитель вкусной еды, красивых мужчин, путешествий, наполненных эмоциями и эстетичных интерьеров. Эти же смыслы транслирует окружающим. Секс — хорошо, но она может рассказать, как можно ещё лучше.
Комментарий: Нейросеть не генерировала запросы со словом «секс». По этой причине я зашла на сайт компании неоновых вывесок и, так совпало, что у них в конструкторе не только можно посмотреть, как неоновая вывеска смотрится в интерьере, но даже и интерьер совпал с моей метафорой. Так тоже можно.
Участник № 5 Анастасия
Запрос участника: Думаю уйти из танцев
Контекст: Анастасия много лет занимается танцами. Но после рождения третьего ребенка сильно устала и запуталась в своих желаниях. При этом танцы — её истинная любовь и настоящая страсть. Она постоянно про них думает, говорит, смотрит танцевальные шоу по ТВ, придумывает костюмы. Более того, много лет профессионально учит танцам, режиссирует выступления и готовит к конкурсам других девушек.
Метафора: Женская фигура, танцующая в огне и клубах дыма.
Мне вспомнились образы богини Кали и робота Марии из к/ф «Метрополис». На лицо — явный конфликт матери и смерти, сердца и разума. Огонь — это её стихия, в танце она сама загорается и зажигает все вокруг. Этой энергией восхищяются, к ней тянутся. Она даёт жизненные силы другим людям. В тоже время, её окружает токсичный дым, который все отравляет и из-за него она не видит истину. А истина в том, что она — не украшение, а главная фигура и источник огня в собственной жизни. Она — важнее всего.
Участник № 6 Марк
Запрос участника: Нет сил. Также хочу поменять работу, но не понимаю как
Контекст: Марк — талантливый инженер. И прекрасный помощник руководителя. Для него — настоящее творчество сделать идеально в соответствии с техническим заданием.
Метафора: Изолированный мозг и паяльники
Марк — настоящий трудоголик. Он в процессе работы забыл, что есть что-то еще. Потерял связь не только с материальным миром, семьей, друзьями, но и с собственным телом. Начинать нужно с того, что бы вспомнить, а что ему действительно нравится? Кого/что он любит? Что доставляет ему удовольствие?
Девушка с сознанием компьютера (пьеса)
— А как вы поняли, что это сон?
— Не сон, метафора. Я отчетливо увидела перед собой то, чего не было на самом деле.
— Опишите, что вы увидели?
— Мне сложно описать словами. Точнее, это как раз таки очень просто, если описывать формально. Но теряется глубина, искажается смысл.
— И что вы сделали?
— Я сделала формальное описание увиденного образа и как запрос направила его в нейросеть.
— Какую-то конкретную нейросеть?
— Да, ту, в которой была самая простая процедура регистрации.
— Какой результат вы получили?
— Через 3-4 минуты на экране своего смартфона я увидела тот самый образ, который был у меня в голове.
— Насколько образ был точным?
— Сейчас у меня ощущение, что на 100%. Возможно, изначально были какие-то расхождения в параметрах ожидание/реальность, но затем они пропали. Даже если бы я умела профессионально рисовать, то и у рисунка были бы допуски. Не говоря о том, что и сама метафора может видоизменяться в процессе её рисования. Да и точность не играет особой роли.
— А что играет?
— Наглядность.
— Для чего нужна эта наглядность?
— Для работы с метафорой.
— Что вы имеете ввиду, говоря о работе с метафорой?
— Я имею ввиду, что метафора — это ответ на наш запрос в бессознательное. Если образ сформировался и достаточно устойчив: ясный, детальный и без противоречий, то ответ на запрос получен, на языке бессознательного. Осталось расшифровать образы и символы, которыми оно изъясняется.
— И как их расшифровать?
— Мы, как правило, уже сами знаем значения образов и символов, то есть их аналоги в его реальной жизни.
— Вернёмся к началу, как вы пришли к вашей метафоре?
— Это самое сложное. Я не знаю как именно, но я связываю это с работой установленного вами нейрочипа.
— Почему вы так решили?
— До его установки образы таким образом ко мне не приходили.
— Расскажите, каким был ваш запрос в бессознательное?
— Уточню, что как такового запроса не было. Технически, я в течение 5-7 недель расспрашивала друга о его жизни и бизнесе.
— Зачем вы это делали?
— Он мой друг. И он попросил совет. Мне нравится помогать людям.
— Вы психолог или бизнес-консультант?
— Нет, я художница.
— Тогда почему вы решили, что ваш совет ему поможет?
— Понимаете, в ходе дружеской беседы, я поняла, что он как бизнесмен ищет ответы на те же вопросы, которыми задаюсь и я как художница: «Кто я?», «Что я делаю?», «Почему я это делаю?»…
— Вы нашли ответы на эти вопросы?
— Не совсем. Я поняла, что ответы на эти вопросы сильно зависят от контекста и темпоральности. Скажем так, я нашла способ давать актуальные ответы на эти вопросы.
— Поясните.
— Я просто свела задачу к стандартной. Я хорошо знаю, в какой области знаний занимаются решением подобного класса задач. И это маркетинг.
— И что же получается, можно взять учебник по маркетингу и написать, скажем, манифест художника?
— Почти. в учебниках по маркетингу описаны модели разработки позиционирования, что является аналогом манифеста художника. Структурно эти модели — лишь списки вопросов. Но всё это теория. Практические же советы в учебниках, как правило, достаточно зыбкие.
— Как вы это поняли?
— На практике. Я начала беседовать с другом о его проблемах. Хочу отдать ему должное, он был предельно откровенен, не утаивал важные факты и события. Но даже в этом случае собранной информации было не достаточно для размещения в маркетинговую модель. Чаще всего он просто не мог сформулировать ответ на вопрос, не смотря на осознаное желание честно и полно на него ответить.
— И как маркетологи решают эту проблему?
— Не знаю.
— Но вы же её решили?
— Конечно! Я снова свела эту задачу к стандартной. В области управления или менеджмента такие задачи решаются посредством правильно подобранной последовательности психологических методов.
— Хотите сказать, вы разработали психологическую методику для работы с маркетинговыми моделями?
— Я, конечно, шучу иногда, что переизобрела маркетинг. Но это не совсем верно.
В процессе общения с тем или иным человеком, я ставлю задачу и ищу какой инструмент подойдёт для её решения наилучшим образом. Если такого инструмента нет, я беру существующий инструмент для решения похожей задачи и модернизирую его в зависимости от результата, который мне нужно получить. Это не методика, это импровизация.
— Вы заранее знаете, какой результат получите?
— Нет, конечно же нет. Я некорректно выразилась. Для меня результат — это корректный ответ на задаваемый мною вопрос. И здесь есть одно важное правило: не вносить в процесс собственные интерпретации. Другими словами, работать со структурой, не касаясь содержания.
— Как вы понимаете, что ответ на вопрос корректен?
— Я вижу положительную эмоциональную реакцию человека, сопровождающую этот ответ.
— Расскажите подробнее о психологических инструментах, которые вы используете.
— Как правило, я прибегаю к теориям Юнга и его последователей, к модернизированной методике символдрама, также достаточно эффективно работают методики НЛП.
— НЛП?
— Да, меня не интересуют стереотипы. Меня, в первую очередь, интересует эффективность методов, а, во вторую, скорость получения результата. В этом отношении, инструменты НЛП работают превосходно.
— Хорошо, предположим, проблему со сбором информации вы решили. Что дальше?
— Дальше я изучаю эту информацию: ищу несостыковки, повторения, что-то, что выбивается из общей картины. Ищу, как мне нравится их называть, психодемонов.
— Это что ещё за оккультизм?
— Нет никакого оккультизма, я выразилась метафорически. Потому что именно такая метафора наилучшим образом описывает то, с чем я столкнулась.
— Давайте, расскажите коротко, и будем двигаться дальше.
— Хорошо. Психодемоны — это защитные функции нашей психики. Их появление связано, как правило, с травмами прошлого или, реже, нехваткой жизненных сил в настоящем. Они появились для защиты, но выполнив свою функцию никуда не делись, перешли на сторону зла. Саботируют развитие человека, скрывают важную информацию, могут парализовать ментально и даже причинить настоящую физическую боль, это я о психосоматике сейчас говорю, если что.
— Так почему же вы используете термин «демоны»?
— Эта метафора возникла, когда я впервые услышала, как человек произносит ограничивающую установку голосом своей матери. Голос, конечно же был его, но темп и интонации поменялись. Поверьте, это было больше похоже на сцену из фильма «Экзорцист», чем на маркетинговое исследование. Так я и поняла, что мало разработать систему сбора информации, необходимо также найти способы изгнания демонических сущностей.
— Давайте уточним. Вы утверждаете, что после установки нейрочипа стали видеть образы, являющиеся результатом вашей работы над конкретной задачей.
— Верно.
— И этот результат вы называете «метафора»?
— Да.
— Почему вы настаиваете на термине «метафора», а не «сон»?
— Я не специалист в этой области, но, кажется, сон от яви отличить могу (смеётся). Метафоры стали возникать, когда я бодрствую, особенно если занимаюсь монотонной работой, например, принимаю душ или гуляю перед сном с ребёнком в коляске. Они больше похожи на яркие воспоминания, чем на сновидения.
— И вы как-то можете «работать» в этих своих метафорах?
— Верно. Как я уже говорила, сам факт появления образа — есть ответ на поставленную задачу, но на языке бессознательного: в образах и символах. И если начать производить какое-либо действие в рамках метафоры, то сразу, по аналогии, можно понять, как надо действовать в реальности. Например, если для вас деньги, метафорически, — это воздух, то чтобы увеличить количество воздуха, вы принимаете решение высадить несколько деревьев, что в реальности для вас означает запуск нескольких параллельных бизнес-проектов.
— И как же эта работа с метафорами связана с генерациями нейросети, о которых вы говорили ранее?
— Смотрите, со временем, образ тускнеет, работать с такой метафорой становится сложно. Приходится освежать в памяти информацию, поднимать из архивов записи бесед и т. д. Скажу проще, если сразу перевести метафору в реальный мир, что нейросеть позволяет сделать за 3-4 минуты, то достаточно одного взгляда на картинку, чтобы моментально в памяти подгрузился весь рабочий профиль задачи. Это как фотография: не надо долго и мучительно вспоминать, как выглядит ваш друг, если вы давно его не видели, просто взгляните на его фото!
— А зачем вам это нужно?
— Понимаете, я художник. Созданные мною метафоры имеют для меня большую ценность, они мои. Даже если я знаю, что к этому причастна ваша лаборатория. Да и сам тот факт, что нейросеть позволяет перенести метафоры в реальный мир за считанные минуты, приводит меня в полный восторг!
— Так, подождите, метафор что, несколько?
— Да! Как же я раньше об этом не сказала. Я опросила ещё 7 человек по собственной импровизированной методике, о которой я вам рассказывала. Провела, так сказать, свой личный эксперимент. На сегодняшний момент у меня 6 рабочих метафор. Изображения, сгенерированные нейросетью, описания и рекомендации. Вот смотрите, я всё распечатала.
(показывает распечатки)
— Всё, измерения завершены. Сейчас сотрудник лаборатории поможет вам снять с головы сканер и расскажет о результатах исследования.
В комнату зашёл молодой ученый, на его лице читалось смущение.
— Даже не знаю, как вам об этом сказать. Всё это время нейрочип работал некорректно. Понимаете, он лишь снимал показания работы вашего мозга, но никакого влияния на его работу не оказывал, эээ-м из-за своей неисправности.
Приносим свои извинения и благодарим за участие в эксперименте.